7. О социальном бессознательном

7. О социальном бессознательном

Социальные типы характера Социальная типология характеров по Э. Фромму В отличие от Фрейда и Юнга Э. Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, социологию и философию. Он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная и конца Средневековья конец века по наше время. По завершении своего исторического анализа Эрих Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей.

Социально-философские идеи Фромма

Индивид рассматривался в первую очередь как сложная энергетическая система, поддерживающая себя посредством взаимодействия с внешним миром. Основные"цели" этого взаимодействия — индивидуальное выживание, размножение и эволюционное развитие. Этим целям служат различные составляющие личность психические процессы.

Верующие редко испытывают социальные страхи коммуникации. . иррациональная и рациональная (Э. Фромм); здоровая и токсическая (С. Атерберн.

Данное исследование было фундировано Фроммом разработкой нетрадиционной версии понимания сущности и природы человека. Эти потребности вызваны необходимостью сотрудничества с другими людьми в целях выживания и наличием самосознания — осознания себя как индивидуального, отделенного от природы и других людей существа. Осуществление данных потребностей несводимо, но мысли Фромма, к установлению простого физического контакта, оно предполагает отнесение человеком себя к некоей системе идей, ценностей, социальных стандартов, направляющей его жизнь и придающей ей смысл.

В то же время удовлетворение потребности самосохранения — первичного мотива человеческого поведения — происходит, согласно Фромму, в социальной среде. Тем самым индивид оказывается вынужденным принять образ жизни, коренящийся в присущей данному обществу системе производства и распределения. Биологическое несовершенство человеческого вида, с точки зрения Фромма, стало основой появления цивилизации.

История человека — как в онтогенезе, так и в филогенезе — рассматривается автором как процесс возрастания индивидуализации и освобождения. При этом, с одной стороны, происходит развитие человека, овладение природой, возрастание роли разума, укрепление человеческой солидарности. С другой стороны, обособление индивида и осознание своей отдельности приводят к чувству одиночества, беспомощности, ничтожности.

Единственным конструктивным путем связи индивидуализированного человека с миром является, по мысли Фромма, активная солидарность с другими людьми, спонтанная деятельность у Фромма — любовь и труд , соединяющие его с миром как свободного и независимого индивида. Однако если экономические, политические и социальные условия не способствуют такой позитивной реализации личности, то свобода, согласно Фромму, становится невыносимым бременем, источником сомнений, лишает жизнь цели и смысла.

Биография и основные философские взгляды Эриха Фромма. Эрих Фромм — немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими. Его прадед и дед были раввинами, отец занимался торговлей виноградным вином, а мать происходили из семьи русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Эрих Фромм имел возможность не только получить прекрасное образование в гимназии, но и затем продолжить это образование в лучших университетах Германии, где он специализировался в области социальной психологии.

Взросление поколения, к которому принадлежал Фромм, началось с осмысления причин и следствий первой мировой войны и последовавших за ней революций в России и Германии.

Это позволило Фромму превратить психоанализ в социальную философию, перейти Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство.

Это открытие атомной энергии и возможность ее использования в деструктивных целях. Это безработица и демографический взрыв [13, с. Задаваясь вопросом о полезности теоретических открытий социальной психологии, Фромм признается в том, что дать на него однозначный и убедительный ответ сложно. Пессимизм автора в отношении теории психологии вызван его уверенностью в важности осознания индивидуальных и социальных реалий. По Фромму, человеческий мозг живет в двадцатом веке, сердце же большинства людей — в каменном.

Отсюда недостаточная зрелость людей быть независимыми, разумными и объективными; неспособность вынести то, что человек предоставлен собственным силам и сам должен придать смысл своей жизни; подавление иррациональных страстей — в лечения к разрушению, ненависти, зависти и мести, вместо этого наблюдается преклонение перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; превращение учений духовных вождей человечества в клубок суеверий и идолопоклонства [13, с.

По мнению автора, результатом такого конфликта между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью может быть самоуничтожение человечества, единственный же ключ к недопущению этого кроется в понимании фактов нашего социального бытия; в осознании, повышающего способность к объективности и разумному суждению.

По Фромму, рассчитывать на преодоление заблуждений сердца на протяжении жизни одного поколения нельзя; на то, чтобы перерасти свою дочеловеческую историю, длившуюся сотни тысяч лет, человечество затратит неизмеримо больше чем время жизни одного поколения. А для этого и необходимо развитие динамической социальной психологии, которая в состоянии противодействовать опасностям, вызванным прогрессом физики и медицины.

Двойственность свободы В первой главе книги Эрих Фромм ставит вопрос о том, является ли свобода психологической проблемой.

Фромм, Эрих

Эти новые потребности чисто человеческие, — их нет у животных. Они объективны; их нельзя вывести из того, что люди говорят о них. Не порождаются эти потребности и обществом; скорее они укореняются в людях эволюционно.

психологов, социологов тем, что ярко представлены социальные предполагает, что основным источником страха, чувства тревоги и.

Гуманистический психоанализ Важной вехой развития психоаналитической социальной философии стало создание гуманистического психоанализа немецко— американским философом, психологом и социологом, одним из лидеров неофрейдизма Эрихом Фроммом — Фромм разработал оригинальное учение, синтезировав психоанализ с философскими концепциями К. Фейербаха, идеями экзистенциализма, дзен-буддизма и др. Развивая и критически пересматривая ряд положений классического психоанализа, Фромм обратил внимание, что Фрейд и приверженцы ортодоксального фрейдизма исходили из представлений о человеке как о преимущественно закрытой системе, поддерживаемой и направляемой определенным, изначально данным набором инстинктов и влечений.

В социально-философской перспективе взаимодействие индивида с обществом при таком раскладе может быть схематично сведено к двум основным моментам: Таким образом, аксиоматическим допущением психоаналитической философии 3. Фрейда выступает постулат о неизменной природе и сущности человека, которая характеризуется антисоциальной направленностью.

Человеческие отношения описываются психоаналитиками в экономических терминах, почти буквально иллюстрирующих концепцию отчуждения К. Фромм отвергает представления, согласно которым природа и сущность человека являются биологически заданными и остаются неизменными на протяжении истории.

Объяснение неврозов Эриха Фромма

Свобода в эпоху Реформации 5. Современные аспекты свободы 6. Механизмы бегства от свободы 7. Свобода в условиях демократии Список используемой литература 1.

> Распространенность социального страха хорошо иллюстрирует пример, приведенный Э. Фроммом. Исследователь анализирует.

Биография и основные философские взгляды Эриха Фромма. Эрих Фромм — немецко-американский психолог и социолог, представитель неофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьи работы уже давно признаны классическими. Его прадед и дед были раввинами, отец занимался торговлей виноградным вином, а мать происходили из семьи русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Эрих Фромм имел возможность не только получить прекрасное образование в гимназии, но и затем продолжить это образование в лучших университетах Германии, где он специализировался в области социальной психологии.

Взросление поколения, к которому принадлежал Фромм, началось с осмысления причин и следствий первой мировой войны и последовавших за ней революций в России и Германии. Такой опыт, несомненно, оказал влияние на выбор профессии. В году Фромм получил в старейшем немецком университете в Гейдельберге степень доктора философии.

Он увлекается фрейдистским учением и избирает карьеру психоаналитика, в течение года изучает психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. Являясь в самом начале своих теоретических исследований строгим последователем и приверженцем ортодоксальной теории Зигмунда Фрейда, Эрих Фромм постепенно меняет свои взгляды и под влиянием философии Людвига Фейербаха и Карла Маркса критически переоценивает фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений и роль социальных факторов в становлении человеческой личности.

Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Огромное влияние на формирование социально-философских взглядов Фромма оказала работа в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, который возглавлял Макс Хоркхаймер. Сотрудником данного института Фромм был с по годы. Именно на основе этого института сложилась и получила мировую известность так называемая Франкфуртская социологическая школа в лице таких её представителей, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе.

§ 2. Гуманистический психоанализ

Основные векторы развития психоаналитической социальной философии Гуманистический психоанализ Важной вехой развития психоаналитической социальной философии стало создание гуманистического психоанализа немецко— американским философом, психологом и социологом, одним из лидеров неофрейдизма Эрихом Фроммом — Фромм разработал оригинальное учение, синтезировав психоанализ с философскими концепциями К.

Фейербаха, идеями экзистенциализма, дзен-буддизма и др.

Статья"Гуманистический психоанализ Э. Фромма в контексте концепции самоотчуждения К. Социальные процессы здесь разворачиваются так, что цели .. Его не удовлетворяет ответ, данный З. Фрейдом: страх кастрации.

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима Республика Казахстан Взгляды Эриха Фромма на природу одиночества Исследуя сложный феномен одиночества, особое внимание следует обратить на идеи выдающегося психолога Эриха Фромма. На наш взгляд, именно этот ученый внес наиболее ощутимый вклад в разработку проблемы одиночества.

Теория, созданная Эрихом Фроммом, привлекает психологов в первую очередь тем, что в ней, как ни в одной другой, досконально описаны социальные детерминанты личности. Фромм попытался объединить в своих психологических исследованиях историю и экономику, принимая во внимание, как классовую структуру общества, так и биологические факторы в развитии человека.

Критически отнесясь к социально-экономической теории марксизма и фрейдовскому психоанализу, Фромм объединил в своей теории их реальные достижения. Гуманистический психоанализ рассматривает человека скорее с культурно-исторической, чем с психологической точки зрения и больше ориентирован на культуру в целом, нежели на отдельную личность. Основной тезис Фромма состоит в том, что в процессе эволюции люди утратили свое доисторическое единство с природой и друг с другом, в то же время, развив способность мышления, предвидения и воображения.

Сочетание недостатка животных инстинктов с избытком рационального мышления превратило человека в своеобразную ошибку природы. Самосознание порождает чувство одиночества, изоляции и неприкаянности. Чтобы избавиться от этих чувств, человек стремится снова соединиться с природой и себе подобными.

БЕГСТВО ОТ СВОБОДЫ это:

Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от выполняемой деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе черты, побуждающие его захотеть действовать именно так, а не иначе. Социальный характер способствует интериоризации внешней необходимости и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы.

Социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, однако его доминантные черты становятся созидательными силами, влияющими на социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера — к появлению новых потребностей и тревог. В свою очередь, те порождают другие идеи, усиливающие и укрепляющие новый социальный характер и направляющие человеческую деятельность в иное русло.

Здесь по большей части нарезка цитат самого Фромма да пару моих фраз. общество, а что все они суть продукт социальных условий. привычных категорий, у таких людей вызывают страх, как и все, что.

Введение в проблематику работы 4 2. Двойственность свободы 4 3. Психологизм проблемы свободы 5 4. Свобода в эпоху Реформации 6 5. Современные аспекты свободы 8 6. Механизмы бегства от свободы 8 7. Психология нацизма 11 8. Свобода в условиях демократии 12 9. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе"Бегство от свободы" Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает"свободу от" негативную и"свободу на" позитивную.

Осипов Г. История социологии в Западной Европе и США

. , 15Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа: Стать мастером в любом искусстве — овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство".

Большое внимание этому виду страха уделили в своих работах З. ФрейдФромм. Для Фрейда социальный страх — ядро человеческой совести.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Фромм был твердо убежден в том, что механизм функционирования и изменения социальных систем невозможно понять не только без анализа содержания и функции социального характера, но и без раскрытия так называемой негативной функции общества, суть которой заключается, по его мнению, в том, что любое общество с помощью специфических средств может регулировать и определять степень осознания человеком окружающей его социальной реальности.

Именно поэтому такое большое внимание Э. В психоанализе как определенной системе представлений можно выделить несколько фундаментальных положений. Во-первых, утверждение о том, что человек, хочет он того или нет, вынужден в своей жизненной практике подавлять осознание многих чувств и эмоций. Фромм ставит задачу реинтерпретировать и истолковать их в неофрейдистском духе.

Он иначе трактует содержание бессознательного и по-другому описывает механизм вытеснения. Прежде всего, в противоположность 3. Только то, что проникает через этот фильтр, входит в сферу сознания.

Э Фромм Бегство от свободы 2

Маркузе стал создателем Франкфуртской школы. В своей первой крупной работе"Бегство от свободы" Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает"свободу от" негативную и"свободу на" позитивную. Обратной стороной"свободы от" является одиночество и отчуждение.

Фромм — блестящий писатель с ясным стилем изложения, и я сегодня и для тех, кто наверху, и для тех, кто у подножия социальной лестницы, Страх смерти живет в нас, живет вопреки попыткам отрицать его.

Биография и основные философские взгляды Эриха Фромма. Эрих Фромм — немецко-американский психолог и социолог, представительнеофрейдизма. Большинство авторов считают одним из выдающихся психологов, чьиработы уже давно признаны классическими. Его прадед и дед были раввинами, отецзанимался торговлей виноградным вином, а мать происходили из семьи русскихэмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Эрих Фромм имелвозможность не только получить прекрасное образование в гимназии, но и затемпродолжить это образование в лучших университетах Германии, где онспециализировался в области социальной психологии.

Взросление поколения,к которому принадлежал Фромм, началось с осмысления причин и следствий первоймировой войны и последовавших за ней революций в России и Германии. Такой опыт,несомненно, оказал влияние на выбор профессии. В году Фромм получил в старейшем немецкомуниверситете в Гейдельберге степень доктора философии. Он увлекаетсяфрейдистским учением и избирает карьеру психоаналитика, в течение года изучаетпсихоанализ в Берлинском психоаналитическом институте.

Являясь в самом началесвоих теоретических исследований строгим последователем и приверженцемортодоксальной теории Зигмунда Фрейда, Эрих Фромм постепенно меняет своивзгляды и под влиянием философии Людвига Фейербаха и Карла Маркса критическипереоценивает фрейдистскую точку зрения на природу бессознательных влечений ироль социальных факторов в становлении человеческой личности. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, несовместимые сгосподствующими в обществе нормами.

Огромное влияние на формирование социально-философскихвзглядов Фромма оказала работа в Институте социальных исследований воФранкфурте-на-Майне, который возглавлял Макс Хоркхаймер.

Why you should define your fears instead of your goals


Comments are closed.

Жизнь без страха не только возможна, а полностью реальна! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни здесь!